Транспортное обслуживание внешнеэкономических связей
Российская транспортная система для обеспечения внешнеэкономических связей страны находится в большой зависимости от транспортных систем ближнего зарубежья и Прибалтики. Ведь многие железнодорожные пограничные переходы, крупные авиа- и морские порты расположены на их территории, а морские транспортные суда, приписанные к этим портам, перешли в их собственность. Так, за пределами России оказались специализированные портовые мощности (Рига, Клайпеда, Ильичевск, Одесса, Поти) по перегрузке наливных нефтяных и химических грузов объемом 53 млн. т. в год, сухих химических грузов — 7 млн. т, массовых навалочных и генеральных грузов — 14 млн. т, зерновые комплексы — 7 млн. т, морские паромные переправы в Германию и Болгарию — мощностью 10 млн. т. В странах ближнего зарубежья и Прибалтики расположены значительные производственные мощности по выпуску и ремонту подвижного состава и средств железнодорожной автоматики. Таким образом, Россия крайне заинтересована в сохранении единой транспортной системы, так же как и другие государства экономически заинтересованы в грузопотоках российского экспорта и импорта (прежде всего Украина, страны Прибалтики), получении значительных финансовых средств за счет предоставления транспортных услуг. Российская Федерация заключила несколько десятков многосторонних и двусторонних соглашений с государствами СНГ и Прибалтики о сотрудничестве в области транспорта, а также соглашений по отдельным видам транспорта — железнодорожному, автомобильному, воздушному, морскому, речному. Транспортное обслуживание должно быть организовано во время всего процесса перемещения товара из сферы производства в сферу потребления и включает такие понятия, как сохранность перевозимого груза, скорость доставки, регулярность, ритмичность доставки, охрана окружающей среды. При транспортном обслуживании грузовладельцам предоставляются дополнительные услуги, такие как накопление, хранение груза, ремонт тары, маркировка, подготовка сепарационного материала и другие.